Экслибрис - редкий вид графического искусства

ЭКСЛИБРИС - МИНИАТЮРНАЯ ГРАВЮРА
АНТОНА ВОЛЬГУШЕВА

Антон Вольгушев - художник-график. Занимается экслибрисом, станковой гравюрой, иллюстрацией.
Участник свыше 100 выставок.
Член Союза художников России.
Доцент кафедры ИЗО Тихоокеанского государственного университета (ТОГУ), кандидат педагогических наук.
МАЛАЯ ФОРМА В ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМ ИСКУССТВЕ


(из предисловия к учебному пособию Вольгушева А.Е.


«Малые формы графики», Хабаровск, 2016)








Широко известное латинское выражение Vita brevis, ars longa имеет, оказывается, свое продолжение: occasion autem praeceps, experientia fallax, judicium difficule, т. е. «Жизнь коротка, наука (искусство) обширна, случай шаток, опыт обманчив, суждение затруднительно»1.


Нетрудно обнаружить, что, и спустя века, из всех посылок самым надежным является искусство, дарующее человеку не только возможность охватить всё и вся, но и сохранить духовный опыт, передать его новым поколениям. Природа искусства такова, что позволяет соединить случай, суждение и опыт художника в единой оболочке произведения, единой формой.


Вполне очевидно: чтобы произведение стало явлением культуры, оно должно «запасть в душу». Другими словами, необходим факт непосредственного общения читателя и книги, зрителя и картины и т. д. При этом «обширность искусства», т. е. его величина (размер, формат, масштаб и т. п.) не имеет принципиального значения. До некоторых пор так и было, пока не стали появляться новые «малые» формы искусства. Их возникновение в разных видах искусства по-разному влияло на наше восприятие и понимание классической «большой» формы.


Феномен малой формы изучается на протяжении примерно полутора веков. Первые годы ХХ в. отмечены буквально взрывом выставок миниатюр – Вена, Берлин, Париж, Брюссель, Мюнхен – и привлекают огромное внимание не только зрителей, но, прежде всего исследователей (Г. Бушо, Дж. Фостер, Г. Клузо, Е. Лейшинг и др.). Особо следует выделить 4-томный словарь по миниатюре Л. Шидлофа (1964). В России исследовали миниатюру К. В. Михайлов и Г. В. Смирнов, И. М. Суслов, М. М. Постникова-Лосева, Т. А. Селинова, Г. Н. Комелова, Н. Б. Петрусевич и др.


Термин «миниатюра» имеет разные трактовки. Это и «произведение малой формы в литературе, и изобразительном, и театральном искусстве». Иногда понятие «миниатюра» толкуется как жанр изобразительного искусства. Или «…в изобразительном искусстве живописные, скульптурные и графические произведения малых форм, а также искусство их создания»2. Мало кому известно, что «миниатюра» происходит от латинского Minium – красные краски, применявшиеся в оформлении рукописных книг в период до начала эпохи книгопечатания.


Первыми исследователями искусства малой формы стали коллекционеры (миниатюрная живопись, малая пластика, малая графика) и издатели (эссе, афоризмы, очерки).


Многие специалисты отмечают то значение, которое малая форма имеет в пространстве культуры, подчеркивая при этом, что это – жанр, способный к восприятию всего, что называется духом искусства рисунка и живописи.


Перечислим основные виды миниатюрной живописи и малой графики.


Живопись:


  • эмальерный портрет.


  • лаковая миниатюра (Палехская миниатюра, Ростовская финифть и др.).


Графика:


  1. Иллюстрация и другие элементы дизайна книги.


  1. Экслибрис.


  • тиражные (владельческие)


  • малотиражные (коллекционные).


  1. Прикнижные и клубные эмблемы.


  • литературных музеев, библиотек

  • издательств, типографий, литературных серий

  • литературных и библиофильских клубов.


  1. Почтовая графика.


  • Открытки, марки, художественные маркированные конверты.


  1. Адресная графика.


  • личные почтовые листы, perfelice.

  • приглашения, приветствия3.


Художественная специфика малых изобразительных жанров – это завершенная эстетическая реальность со свойственными только ей особенностями, а именно: размер, содержание, форма.





Размер


Известный специалист по истории графики М. Алексеева справедливо полагает, что «природу гравюры определяют ее небольшие размеры – ее рассматривают вблизи, держа в руках»4.


Данное качество придает произведению особый личностный характер. Потому, начиная с XVIII в., миниатюру дарили в знак любви или дружеского расположения. Тем самым мемориальность, по мнению исследователей, стала неотъемлемым свойством миниатюры.


Необходимо отметить и такое очевидное свойство художественных произведений малой формы, как мобильность. И сегодня факт непосредственного общения с искусством (а не его проекцией на экране) возможен благодаря миниатюрности произведения, передаваемого из рук в руки.


Малый размер удобен для тиражирования и распространения. Не случайно это свойство умело использовалось еще Петром I, который «сразу же нашел практическое применение миниатюрам как своеобразным наградным знакам, которыми можно было отмечать достойных в деле преобразования России» (прил. 2, с. 54).5





Содержание


Основным и первым жанром миниатюрной живописи, а позднее малой графики, стал портрет, передающий лучшие видимые (и знаемые – как, например, герб, трансформировавшийся в экслибрис) черты человека.


Жанровые мотивы получили здесь распространение позже, в период развития центров народных художественных промыслов, а также в связи с демократизацией общественной жизни, т. е. бурным развитием библиотек, формированием частных коллекций, становлением выставочной деятельности и др.


Весьма существенным в содержании большинства произведений малой формы является их особая образность (метафора, аллегория и др.), выраженная средствами рисунка.


Известный исследователь и организатор выставок малой графики В. В. Худолей пишет: «В последнюю четверть ХХ века графика малых форм осознала себя особым жанром и, приобретя законное право самостоятельного бытия, оказалась духовно востребованной интеллигентным современником. Это обусловлено двумя важными обстоятельствами: с одной стороны, возможностью выражения потаенных мыслей и чувств творца подобных произведений, а с другой – увлекательностью коллекционирования этого вида искусства – по своей сути демократичного и, в то же время, элитарного». И далее: «Парадоксы и неожиданности сюжетного хода, ассоциативность восприятия, многозначность образов – предполагают внимательное, скрупулезное прочтение произведения и такой же напряженный труд подготовленного зрителя»6.





Форма


Заметное тяготение миниатюры к декоративности, т. е. оформлению события или персонажа, сказалось и на тематическом разнообразии ее сюжетов. Малая графика в большей, нежели живопись, мере испытала на себе страсть многих художников ко всякого рода орнаментам, картушам, виньеткам и шрифтовым излишествам. Что, впрочем, неизбежно, если учитывать по преимуществу заказной характер таких работ.





Особенности технологии





Очевидно, что малые размеры диктуют художнику особый подбор средств, а именно, использование увеличительного стекла, особо тонких инструментов, виртуозной манеры рисования и письма, высококачественной печати, специфики построения и ведения композиции.


Итак, слияние качеств изобразительного и декоративного искусства – образности и вещности – и есть то главное, что характеризует феномен малой формы. С развитием малых художественных форм представление о незыблемости классических жанров и видов искусства было поколеблено.


Задолго до появления СМИ оригиналы произведений живописи и графики вошли в дома любителей искусства, наряду с книгами стали предметами гордости, почитания, а иногда и изучения. Нередки также случаи, когда человек по роду занятий далекий от изобразительного творчества, после встречи, например, с экслибрисом, сделанным для него профессиональным художником, становится если не коллекционером, то ценителем графической миниатюры на всю жизнь. В этом, случайном на первый взгляд, факте видится особая миссия «малой формы» – идти к человеку с благородной идеей Красоты Повседневного.





Made on
Tilda